Главная > Информационный раздел > Коммерческое освещение > Освещение коммерческих помещений
Как отмечалось, освещение помещений имеет свойство определять восприятие его интерьера и находящихся в нем предметов. Создавая общий фон, распределяя пространство, выделяя те или иные зоны, освещение способствуют созданию уникальной атмосферы в жилом, торговом, производственном и любом другом помещении. С помощью едва заметных изменений световых параметров можно полностью преобразить привычный интерьер, расставить акценты, придать ему уникальные черты. |
|
Так, потолочные светильники с люминесцентными лампами, установленные за карнизами по периметру помещения позволяют добиться эффекта свободного парения, за счет визуального отделения граней потолка и стен. Потолки помещения кажутся выше за счет использования ламп с холодным белым светом (лампы дневного света). Аналогичным способом можно добиться «раздвижения стен», но при этом свет нужно направлять вертикально вниз вдоль стены. Интенсивная подсветка одной и той же стены позволяет «удлинить помещение» с помощью ламп холодного белого света, или, наоборот, «сжать пространство» с помощью света теплых тонов.
Так же, как дневной солнечный свет приносит радость и улучшает настроение, а пасмурная погода наводит тоску и грусть, искусственно освещение способно не менее оперативно влиять на наши ощущения и настроения. Комфортная световая среда не только формирует впечатление об интерьере, особенностях стиля и дизайна помещения, но и определяет чувства, эмоции и даже поведение человека в таких помещениях. Было бы нерационально не воспользоваться этой закономерностью применительно к сфере торговли и услуг, где с этими процессами потенциальных покупателей связаны перспективы коммерческого успеха владельцев магазинов, бутиков, ресторанов и кафе, торговых и развлекательных центров, супер- и гипермаркетов.
Наиболее простой и эффективный способ оценки освещения помещения – обычное визуальное восприятие. Такое восприятие происходит обычно по следующим параметрам:
|
- уровень освещенности: недостаточно, избыточно
- светораспределение: равномерно, неравномерно
- цветовая температура света: теплая, холодная
- качество цветопередачи: естественно, искаженно
- контрастность: существенная, несущественная
- блеклость: незаметная, умеренная, дискомфортная
- отражения: рассеянное, яркое бликование
|
Наиболее значимую роль в визуальном восприятии играют факторы контрастности и блеклости.
Уровень контраста яркости показателен при сравнении самых темных и самых светлых зон помещения. Оптимальное соотношение такого контраста не должно превышать пятикратного превышения освещенности. Так, если самое яркое место в магазине подсвечивается до уровня 1200 люкс, то нельзя допускать «теневых» зон с освещенностью менее 240 люкс. Уровней освещенности можно добиваться как за счет использования различных светильников и источников света, так и за счет установки светильников на различных расстояниях до объекта, что называется конусом освещенности. Для определения контрастных зон не требуется точных измерительных приборов, она заметна невооруженным глазом. |
|
Блеклость, т.е. яркий отраженный от объектов свет, наряду с чрезмерной контрастностью освещения крайне негативным образом влияет на световой комфорт помещения. Она появляется при попадании света на объекты с блестящей, глянцевой или зеркальной поверхностью. В торговых помещениях это могут как товары, так и отделочные материалы, и даже сами корпуса светильников. Уменьшению блеклости способствует применение отделочных материалов, мебели, оборудования и фурнитуры с матовой поверхностью; выбор светильников умеренной мощности; использование преимуществ рассеянного, отраженного света, качественное экранирование. |
|
Обобщая весь эмпирический и теоретический материал об освещении коммерческих помещений следует приоритетное значение отдать атмосфере, создаваемой в ходе этого процесса.
Оптимальное освещение и, как результат, комфортная атмосфера торгового зала, ресторана или кафе, в свою очередь, становятся важнейшими факторами успешной торговли: привлечения внимания клиентов, указания покупателю конкретного товара и пути к нему, создания условий для активных действий покупателей в отношении товаров, проще говоря – покупок, обеспечения позитивных эмоций и ощущений, заставляющих посетителей задержаться и вернуться. Сейчас значение света признано не только как элемента интерьера коммерческих помещений, но и в качестве катализатора продаж и роста прибыли. |
|